Ксения Стулова

Психолог экзистенциального направления, член EEAET. Санкт-Петербург

Тел.: +7 (981) 167-28-33

Патологические привычки детей. Что важно знать родителям


В дошкольном возрасте у детей могут появляться патологические привычки – сосание пальца, грызение ногтей, онанизм. Чаще всего это проявление детской нервности, особенно если такое поведение становится систематическим и повторяющимся.

Мне приходилось работать с такими детьми и в частной практике и на государственной службе. В четыре года ребёнок сосёт свой палец... это не могло не вызвать удивление. Наблюдая за поведением такого ребёнка, понимаешь, сколько он получает наслаждения и положительных эмоций от сосания пальца, причмокивает, словно это самая вкусная конфета в его жизни. Обычно, если не обращать специалисту внимания на такое проявление, родители могут и не уделять особое внимание этому вопросу... и конечно зря. Взрослые часто стыдятся и ругают своего ребёнка, даже наказывают, иллюзорно думая, что они приносят помощь.

На самом деле патологические привычки это сигнал для взрослых, которые находятся рядом с малышом, в первую очередь конечно для его родителей. И этот сигнал можно расшифровать примерно так: "Мама, мне нужна твоя помощь и поддержка".

Патологические привычки – это отклоняющееся от нормы поведение и развитие малыша. Такое поведение обычно свойственно детям в возрасте 3-4 лет. И продолжаться может достаточно долго. Иногда эти привычки расцениваются взрослыми, как дурные, что совершенно не соответствует истине. Непросвещённые взрослые могут спровоцировать и закрепить такое поведение  ребёнка, если начинают его стыдить и ругать, одёргивать или наказывать за такие поступки. В результате внешне ребёнок может не проявлять своего поведения, он начинает играть в «Кошки мышки», прячась от взрослых в уединении, он может продолжать грызть ногти или сосать палец.

Патологические привычки имеют не только физиологические и клинические предпосылки, но и психологические.

В основном это проблемы эмоционального контакта с родителями, которые нарастают при недостатке ласки, раннем выходе матери на работу, передаче ребёнка родственникам или няням. Неудивительно, что дети не откровенны с родителями. Скрывая многие из своих чувств и переживаний, они зачастую живут в своём воображаемом, закрытом от взрослых мире.

Такому ребёнку необходима забота и понимание, неразделённая родительская любовь. Если малыш испытывает дефицит этих чувств, тогда он начинает восполнять недостаток в патологических привычках, где снимает своё напряжение или возбудимость, получает необходимую долю чувства безопасности и защищённости. Но это всё обман и иллюзия. Ребёнок получает мнимое наслаждение. Но выбирать не приходиться, альтернативы в виде родительского тепла такие дети зачастую лишены.

Родителям важно знать, чем систематичнее такие привычки проявляются в поведении малыша, тем труднее они поддаются коррекции.

Большой эффект даст уменьшение чрезмерных требований родителей, их отказ от понуканий и непоследовательного отношения в воспитании ребёнка. Нельзя допускать односторонней интеллектуальной перегрузки детей в ущерб другим сторонам психического развития. Очень важно чаще хвалить таких детей, создавая «ситуацию успеха», повышая их чувство безопасности.

Важно не бороться с привычкой, а установить с ребёнком доверительный контакт, поддерживать веру ребёнка в себя, тем самым научить ребёнка контролировать свои чувства и желания.